Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации».
По определению ТК РФ (ст. 195.1), «квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.
Повышение квалификации
Требования к повышению квалификации учителя
Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов.
Все это возможно лишь при непрерывном обучении. Поэтому в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 «Об образовании в Российской Федерации», входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников.
Виды и формы повышения квалификации
Самообразование. Работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, совершенствует свои навыки и способности, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса.
Стороннее профессиональное обучение. Работник повышает квалификацию путем прохождения стажировки, краткосрочных курсов (до 72 часов), долгосрочных курсов (свыше 72 часов), дистанционных курсов, удаленного обучения, накопительной системы повышения уровня квалификации (конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, научные конференции, проблемные семинары).
Формы повышения квалификации педагогов: очная, заочная, очно-заочная.
Дистанционное обучение проводится при невозможности организовать реальное обучение и необходимости донести новую информацию (например, инновационные методики преподавания, порядок организации урока) до работников.